Электромобили: что принесет будущее в условиях инертной политики?
Российская правительственная политика в области электромобилей продолжает оставаться размытым понятием, что создает определенную неуверенность на рынке. С начала года утилизационный сбор на электрические автомобили возрос в 20 раз и достиг величины 667 400 рублей. Это непременно сказалось на объёмах продаж, которые в первом квартале 2023 года сократились на 50% по сравнению с четвертым кварталом 2024 года, составив 1854 единицы. Однако во втором квартале сбыт увеличился до 2546 машин, а в третьем квартале еще вырос до 3586 автомобилей.
Тем не менее, будет ли наблюдаться дальнейший рост продаж? В 2022 году в декабре спрос оформлялся в объёме около 1200 машин в месяц. В текущем же году динамика по месяцам следующая: в апреле — 795, в мае — 786, в июне — 965, в июле — 1257, в августе — 1082, в сентябре — 1247. На складах по-прежнему остаются запасы не только 2024 года, но и электромобилей прошлых лет.
С 1 ноября возможное повышение утилизационного сбора может внести изменения в процесс импорта электромобилей. Большинство зарегистрированных автомобилей имеют мощность свыше 80 «лошадок», что может лишить покупателей льгот в будущем. Однако даже в случае таких изменений можно ожидать, что обеспечить продажу на уровне 1000-1200 машин в месяц удастся до середины следующего лета.
В третьем квартале наибольшее количество проданных машин у Zeekr — 891, хотя его доля на уровне рынка снизилась до 25% по состоянию на третий квартал, начиная с 38% в конце 2024 года. Самой продаваемой моделью стала 001 — 449 автомобилей, впереди других моделей. Завод «Москвич» также успешно продал 430 экземпляров 3е, заняв вторую позицию среди лидеров.
По другим маркам из списка также можно отметить Evolute с ее i-Pro — 363 проданных экземпляра, и Amberauto с моделью A5 — 277. У Avatr была реализована 263 машины, а BYD удалось продать 258 единиц. Не менее скромными были результаты BMW, Porsche и Tesla, которые вместе реализация только 142 электрических автомобилей.
Среди новых брендов также можно выделить Geely EX5 с 97 продажами и Eonyx М2, справившимся с продажей трех экземпляров. В итоге, учитывая нестабильную ситуацию и частые изменения правительственного регулирования, потенциальные покупатели должны оставаться внимательными и осознанными в своих решениях на этом рынке.